11 дек. 2015 г.

5.12.11. Сказки - универсальный материал

4 года назад в рамках "Марафона дружественных блогов", который проходил в коллективном блоге "Друзья Бабочки Яночки", я написала гостевой пост для блога "Мамины сказки". По прошествии лет публикация этого поста в моем блоге "ВосПиТаТель" не повредит блогу для которого пост написан и позволит мне вспомнить и сохранить свою работу.
*************

Заголовок: Про сказки с разных сторон.

Много лет назад, когда я ждала в гости детей с маленьким внуком, я заново стала "проходить" сказки. И ужаснулась: девочку глотают вслед за бабушкой, волков вспарывают и камнями набивают, принцесс отравляют, великанов убивают... мурашки по коже! Столько жестокости, как об этом детям рассказывать? Поэтому взялась как-то модернизировать и сглаживать, смягчать и исправлять, да так увлеклась, что употребляла героев сказок для своих программ без всякого стеснения. Расскажу вам, Маша, про некоторые свои проекты. Почему хочу рассказать? Потому что они все не востребованы читателями, и мне от этого очень грустно. Вдруг вам пригодятся для чтения дочке.
1. Программа по отработке навыков чтения и изучения правил русского языка. Название "Сказочный Учебник Чтения", подзаголовок: "Слушаю, читаю, рассказываю". Основой послужили русские народные сказки.

 На этом материале можно:
  • отрабатывать навыки чтения
  • обогащать словарный запас
  • понять правила употребления глаголов, числительных, прилагательных, предлогов
  • научиться пересказывать текст и записывать простые предложения.
Посмотреть и почитать всю программу можно в моем блоге "ВоСпиТаТель"

Для иллюстрации приведу один пример. Сказка "Колобок" послужила для изучения (все картинки увеличиваются) следующих тем:


Из текста сказки я сделала сценарий и соединила уроки чтения с кукольным театром на столе.


Ссылки на изготовление картонных кукол для данной сказки (и не только для неё) разбросаны в сопроводительных текстах к каждому листу, на котором есть картинка, текст для чтения и обзор тем для освоения с помощью данного сказочного эпизода.
Всего в данной программе 5 сказок и из них сделано 39 учебных страниц.

2. Следующая программа, которой я хочу рассказать, имела несколько недель своих читателей, но, по неизвестной мне причине на самом пике интереса, все читатели покинули меня и она оборвалась - завершения не имеет. Названа "Читалка". Родилась спонтанно, чтобы помочь моей веб-знакомой продвинуться с дочкой в чтении.

То есть я внесла интригу: читать можно только детям, а взрослые часть текста не видят.
Для этого я выбрана совсем неизвестную девочке сказку и поступила с ней так:


Задумка сработала: девочка читала, мама благодарила. Успех окрылял. Вторая часть программы основывалась на другой сказке и в придачу давалось так много материалов, что можно было читать эту сказку полгода. Пример:

Основной текст

Рабочий лист
Рабочий лист
В дополнительных заданиях как и в методических указаниях недостатка не было. Мечтаю продолжить с новыми читателями с последнего листа.

3. Ещё я много сказок перевожу и публикую с иллюстрациями из книги-источника. Для каждой, попадающей в мое поле зрения сказки, я собираю всё что можно: раскраски, куклы картонные, пересказы в картинках, головоломки, тексты на других языках.

4. А в этом году сказка "Дюймовочка" в течение целого месяца давала темы для статей в рамках Цветочного проекта.

Я очень хочу принять участие в Новогодней сказочной книге, которую вы затеяли вместе со Светланой ММ. И непременно опубликую свой вариант в блоге "ОдеВалКи БабочкиЯночки". Правда у меня есть одна большая проблема. Я имею очень бурное воображение. Поэтому ничего не умею делать без границ. То есть сидя перед чистым листом бумаги, глядя на 2 килограмма пряжи, рассматривая ткани в магазине, я начинаю и бросаю, чтобы начать тут же снова, но уже совсем другое изделие, его я тоже не закончу, потому что придумаю через полчаса ещё интереснее задумку и... процесс бесконечен. Поэтому я шью только из остатков - тут надо так спланировать, чтобы хорошо сочеталось и на всё хватило, вяжу только из распущенной пряжи - тут надо исхитриться спрятать все узелки и, вплетая нитки из разных изделий, получить гармоничный рисунок.
И сочинять сказку я буду по готовым иллюстрациям. Дело будет происходить в Африке, но сказка будет Новогодняя. Надеюсь, что у меня получится.

Всегда с вами БабочкаЯночка.

2 комментария:

  1. Яна, с удовольствием почитала о сказочных проектах. Жаль, что когда рос мой ребенок, не было еще Интернета и блогов. Нечто похожее мы делали со сказками. Сейчас же под шквалом информационного напора, очень сложно структурировать материал, потому что просто тонешь в мелочах. Спасибо за алгоритм!

    ОтветитьУдалить
  2. Яна, огромное спасибо, очень полезный материал!

    ОтветитьУдалить

Архив блога