3 дек. 2009 г.

Советы психолога: Как наладить контакт взрослого с ребенком.

Я прослушала интересную лекцию и хочу поместить тут ее конспект. Без точного цитирования и разбивки по темам. Просто мои записи по ходу лекции: то, что мне казалось важным и нужным запомнить.
*******************

  • Что мы, взрослые, можем дать ребенку? Свое время, внимание, терпение, поддержку, понимание.
  • Чем мы можем помочь ему?  Помочь ему и самому себе узнать себя, показать себе самому и другим людям, хранящийся внутри каждого с самого рождения внутренний "алмаз" своей души.
  • Как можно научить ребенка правильному поведению? Быть самим примером хорошего, вежливого поведения, положительного общения, помощи ближнему.

Умение СЛУШАТЬ.
1. в любой конфликтной ситуации сначала надо ВЫСЛУШАТЬ рассказ всех сторон, выяснить почему каждый поступил именно так, а не иначе
2. во время  рассказа не слушать свои мысли и реакции на происходящее, не накладывать сразу свои собственные штампы и не делать сразу выводов, а выслушать версию ребенка о происшествии и его, ребенка, побуждения
3. надо показать ребенку, что мы его уважаем, готовы выслушать, готовы быть его другом
4. надо стремиться помочь ребенку, быть на ЕГО СТОРОНЕ, а не ПРОТИВ него
5. постараться вести разговор в спокойной обстановке, когда ничто постороннее не мешает (шум, беготня)
6. не перебивать рассказ вопросами, если есть опасность, что мы забудем вопросы, то нужно их записывать, а по окончании рассказа, спрашивать то, что было не понятно или пропущено
7.  если слушать внимательно и молча, а потом подождать немного, то ребенок, как правило, расскажет ещё подробности, а, возможно, и сам предложит выводы как исправить ситуацию
8. не критиковать поступки ребенка, а сказать конкретно что надо сделать, это лучше, чем читать нотации и поучения.

Как продемонстрировать ребенку свое сочувствие и соучастие.

1. Надо избегать таких слов, как: "как ты мог такое сделать, так поступить...", "разве тебя не учили...", "неужели ты до сих пор не знаешь...". Гораздо правильнее высказать свою боль от поступка: "мне тяжело видеть, что ты опять... опоздал, забыл...", " я чувствую себя обиженной твоим поступком", "я пришла с хорошим настроением, но расстроилась, потому что..."
2. Стоит хвалить ребенка, даже если он пока не добился больших результатов. Не правильна фраза: "Ты получил только 60 баллов, это очень мало!" Гораздо лучше сказать: "ты решил 6 примеров из 10-ти, это уже шаг вперед, стоит ещё немного постараться".
3. Поддержать нерешительного ребенка такой фразой: "расскажи, что случилось, и я помогу тебе, с моей помощью ты сможешь... решить, нарисовать,..."
4. Полезно рассказать о своей аналогичной ситуации из жизни, помнить, что и мы были маленькими, и мы сталкивались с подобными проблемами. Как решилась тогда такая ситуация?
5. Если ребенок поверит, что мы на его сторое, он будет нам доверять
6. Высказывать свое отношение к рассказу такими фразами: "я понимаю тебя", "я сочувствую тебе", "это в самом деле может кого угодно разозлить"...
7. Обратить внимание ребенка какие чувства у других людей вызвали его поступки, спросить почему
8. Повторить в кратце рассказ ребенка и уточнить все ли правильно мы поняли.

ПОДДЕРЖКА

  • узнать у ребенка что он больше всего любит, знает и умеет
  • удивляться его умениям и хвалить за них
  • рассказывать другим детям о его умениях и хороших качествах, успехах
  • говорить "я тоже хочу так уметь..."
  • про себя рассказывать правду, нельзя обманывать детей
  • расспрашивать ребенка о том, что происходило вчера, в субботу, дома, на уроках, на тренировках, что было хорошего, интересного, как вели себя другие дети
  • выбрать вместе с ребенком цели, к которым надо ему стремиться, наметить как их достичь
  • если ребенок сам выберет цель, то он будет к ней стремиться
  • не напрягать излишне его силы, сделать хорошие поступки простыми для выполнения.
  • сделать специальную доску с планом и отмечать что уже выполнено. 

Положительное мышление.

"Сделать из ЛИМОНА Лимонад!"
"МЫСЛЬ рождает и создает ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ!"
Вести "Дневник благодарностей за неделю"
************************

Хочу отметить некоторые приемы, которыми пользуется опытный лектор:
- я согласна с твоим мнением
- ты абсолютно прав
- отличный вопрос
- я как раз хотела об этом рассказать
- спасибо, что спросил
- именно об этом я и говорю
- и у меня есть такой пример из жизни
- приведи конкретный пример и мы разберем ситуацию

*************************
Благотоврительный проект "Чистоговорки".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога